21 сентября на круглом столе "Арт-резиденции: скандинавский опыт в России" мы обсуждали варианты и проблемы художественных резиденций на сельских территориях с только что вернувшимися из Архангельской области художниками группы raketa (Швеция).
В дискуссии приняли участие: Оса Липка Фальк, Сесилия
Энберг, Виктор Федосеев (raketa), Ольга Дудина, Александра Пономарёва (Дом творчества
ВТОО Союз художников России "Челюскинская"), Екатерина Боровская,
Сергей Кожуховский (информационно-выставочное агентство Арт-Контракт), Елена
Чеховская (художник), Марина Фоменко (художник, куратор), Александр Ермолаев
Мл. (дизайнер, Театр Архитектурной Формы, соорганизатор арт-резиденции ТАФ в
Ошевенске), Екатерина Щербакова (Объединённые Выставочные Залы Москвы), Ксения
Богза (специалист по международным отношениям ГДМ), Елена Демьянова (с.н.с.
ГДМ), Яна Шклярская (куратор ГДМ, модератор встречи).
Коллектив художников raketa (Швеция-Россия) только что
вернулся из деревни Усть-Поча Кенозерского национального парка, где в течение
недели художники подготавливали почву для создания международной арт-резиденции
OZERO SCHOOL. Сесилия Энберг (Cecilia Enberg) и Оса Липка Фальк (Asa Lipka
Falk) рассказали о программе их экспедиции. Каждый день имел свою тему,
например: «Вот посетитель», «Город слева, река справа». Все занятия -
мастер-классы для детей в местной школе, прогулки в лес, разговоры с местными
жителями - так или иначе соответствовали теме. Художники жили в нескольких
домах, участвуя в повседневном быте хозяев. Самым важным в этой экспедиции
являлся процесс погружения в местную историю, природу, обыденность, как можно
более близкое знакомство с людьми. Не оказывая никакого давления и стараясь
ограничить влияние на устоявшуюся в Усть-Поче жизнь, художники raketa
постепенно (не первый год) налаживают отношения с деревенскими жителями, мечтая
в будущем вместе с ними отремонтировать один из старых безхозных домов и
превратить его в место встреч художников из России и Швеции и местных жителей,
дом-побратим резиденции на севере Швеции, в Ямтланде. raketa не имеет задачи
улучшить жизнь деревни Усть-Поча, однако их метод работы в арт-резиденции очень
деликатен, экологичен и максимально безвреден для историко-культурной,
природной и бытовой среды деревни. В качестве материала для исследования,
реконструкции воспоминаний и экспонатов будущей выставки в ГДМ художники
привезли из Усть-Почи гербарии и найденные объекты.
На вопрос, как происходит отбор резидентов, Оса Фальк
ответила, что отбор происходит спонтанно, благодаря встречам и знакомствам с
разными людьми. Это могут быть не только художники, но и поэты, музыканты,
исследователи из разных областей науки. Какого же результата ожидают участники
raketa? Результат - это сам процесс взаимодействия, узнавания друг друга и
понимания, кто они - твои соседи по планете, и как можно жить с ними вместе.
В целом, из вопросов и ответов мы можем сделать следующее резюме.
Скандинавский подход отличается от российского смещением фокуса с конечного продукта на сам процесс пребывания художника в арт-резиденции. Различны и источники финансирования. В России меценатами выступают крупные промышленные компании, реже художники выигрывают государственные гранты или платят сами. В Швеции существует устойчивая система государственных грантов, а художники освобождены от оплаты и совершенно свободны в своём творчестве.
В последнее время в России обсуждается роль арт-резиденций в устойчивом развитии сельских территорий, художников рассматривают как десант активных людей, а их творчество - как деятельность, привлекающую туристов. Возможно, это так и есть, но надо ответить на вопросы: хотят ли местные жители этого вмешательства? должен ли художник оправдывать свою работу в резиденции прямой практической пользой? каково допустимое давление на природу и местную инфраструктуру?
В ближайший weekend, 23 сентября, художники raketa посетили старейший советский Дом творчества "Челюскинская", сохранивший всё оборудование и мастерские ручной тиражной графики.
Нам, несомненно, есть чему учиться друг у друга, поэтому ГДМ и raketa планируют новую встречу весной 2019 года. Предложения по темам обсуждения и/или вопросы присылайте, пожалуйста, на адрес: yansh@darwinmuseum.ru30 мая 2024
Пополнение в коллекции ГДМ – контрабандные чучела редких птиц, задержанные российской таможней
27 мая 2024
Реэкспозиция витрины «Расы и Расогенез»
27 мая 2024
Научный сотрудник Татьяна Хижниченко представила Дарвиновский музей на конкурсе экскурсоводов
25 мая 2024
Дарвиновский музей отметил инклюзивный праздник «Дарвиновский музей для всех детей»
21 мая 2024
Информационному центру «ЭкоМосква» – 20 лет!