Работа над реконструкцией питекантрова
В начале прошлого века питекантроп считался «недостающим промежуточным звеном» между человеком и его обезьяноподобными предками. Впоследствии его стали рассматривать как азиатскую ветвь вида человек прямоходящий (Homo erectus).
М. А. Курбатову пришлось реконструировать облик питекантропа на основании скудного фактического материала (зуб, черепная крышка и бедренная кость, найденные в 1891 году). А. Ф. Котс сокрушался, что на основании этих «ультра-фрагментарных данных» нельзя уловить главное и создать исторически достоверное изображение, но надеялся, что «работа наша всё же уступает по фальшивости работам прочих авторов, трудившимся над этим роковым сюжетом».

М. А. Курбатов. Незавершённая глиняная модель реконструкции питекантропа. Осень 1917

М. А. Курбатов. Незавершённая глиняная модель реконструкции питекантропа. Осень 1917
Видно, что скульптор вначале лепит кости черепа, чтобы затем уже на них «нарастить» лицо и волосы.

М. А. Курбатов. Глиняная модель реконструкции питекантропа. Осень 1917

М. А. Курбатов. Глиняная модель реконструкции питекантропа. Осень 1917
Скульптор создаёт модель реконструкции из глины. После застывания модели изготавливают формы для отливки скульптуры из гипса.

Скульптор М. А. Курбатов работает над скульптурной реконструкцией питекантропа. Его консультируют Н. Н. Ладыгина-Котс и А. Ф. Котс. Осень 1917

М. А. Курбатов. Скульптурная реконструкция питекантропа. 1918
Перед нами уже отлитая из гипса скульптура

М. А. Курбатов. Голова скульптурной реконструкции питекантропа. Около 1918
Реконструкция питекантропа работы М. А. Курбатова в современной экспозиции

Современная реконструкция головы человека прямоходящего в Музее естественной истории г. Вашингтон, США
В соответствии с современными представлениями, питекантропы обладали невысоким ростом (средний рост — 160 см), прямохождением и архаичным строением черепа. Данная реконструкция демонстрирует нам эти архаичные черты: низкий череп с покатым лбом, развитым надбровьем и массивными челюстями. Надо понимать, что обаяние этого молодого Homo erectus, выражение лица и причёска – исключительно плод воображения скульптора.